Конфликт школьника с учителем – как использовать ситуацию для пользы ребенка.
Трудно переоценить влияния учителей на формирование личности ребенка. Школа – это небольшой макет вселенной, в которой подросток не только учится конкретным предметам, но и приобретает опыт коммуникаций, сотрудничества и построения отношений.
Разумеется, большинство учителей имеют достаточную квалификацию и не допускают открытого противостояния с учеником. Но что же делать, если у вашего ребенка не складываются отношения с кем-то из педагогов?
В определенных случаях родителям стоит вмешаться, ведь у взрослых гораздо больше опыта построения отношений и развязывания сложных ситуаций. Каждый конфликт – это возможность научить своих детей грамотно анализировать, разбираться в истинных причинах происходящего и вырабатывать различные модели поведения. Таких навыков очень часто не хватает молодым людям при построении собственной карьеры.
Какие причины школьных конфликтов встречаются чаще всего?
- К строгому педагогу попадает чересчур «живой» ученик, который не привык к дисциплине, растет к раскрепощенной атмосфере и свободно высказывает свои суждения. Учитель, склонный требовать выполнения формальных правил и ценящий дисциплину, может расценить такое поведение как недостаток уважения и воспитания.
- Похожий случай: для учителя важны аккуратный внешний вид, тетради, заполненные без помарок, и соблюдение всех процедур, а ученик еще не может соответствовать таким требованиям. В начальной и средней школе эта ситуация встречается нередко и кажется детям несправедливой.
- Противостояние учителю становится для подростка одним из способов самоутверждения в школьном коллективе. Некоторым детям, особенно в средних и старших классах, таким способом легче всего завоевать уважение сверстников. Если учитель недостаточно выдержан, сложная ситуация обостряется и переходит в затяжной конфликт.
- Учитель может быть недостаточно подготовлен, и школьнику скучно на занятиях. Или ребенок может объективно знать какие-то темы лучше педагога. Сейчас, когда многие родители уделяют много внимания внешкольному образованию детей, эта ситуация встречается нередко. Юный максималист, еще не усвоивший правила этикета, нередко критикует и поправляет учителя, и это вызывает противостояние.
Конфликт в школе – это не шутка!
К конфликту с педагогом нельзя относиться несерьезно. В детском возрасте это не только наносит психологическую травму, но и может привести к усложнению отношений ребенка со всем педагогическим коллективом. В такой ситуации школьники могут потерять интерес к учебе, начать бунтовать или «спрятаться» от сложностей в многочисленных болезнях. Недопонимание со стороны учителей могут спровоцировать и появление детских депрессий, от которых бывает трудно избавиться.
Признаки проблем у ребенка в школе.
Если ребенок не делится с вами своими проблемами, это не всегда означает, что их нет. Даже если у вас доверительные отношения, школьника могут пугать ссоры с учителями – ведь он не знает, «на чьей вы стороне» и не может предугадать вашу реакцию. На проблемные ситуации могут указывать различные признаки.
- Неожиданная, ничем не спровоцированная смена поведения: замкнутость, молчаливость, грубость.
- Признаки тревожности. Если ребенок пугается резких звуков, заслоняется при прикосновении к нему, переспрашивает, кто звонил, - не исключено, что в школе у него не все в порядке.
- Игнорирование определенных предметов или попытки перестать посещать школу. При этом школьник может начать проявлять агрессию или, наоборот, высказываться самоуничижительно: «Мне это никогда не пригодится» или «У меня к физике нет способностей!»
У ребенка нет опыта разрешать конфликтные ситуации и нет ресурсов противостоять давлению учителя. В этом случае школьнику видится единственный выход – «эвакуироваться» из проблемной обстановки.
- Уход от ответов на вопросы о конкретном предмете или учителе или резкие и грубые ответы.
- Обилие в дневнике замечаний от одного и того же педагога.
5 шагов к решению конфликта с педагогом
Главная задача, которую должны выполнить в такой ситуации родители, – научить малыша приемам цивилизованного решения спорных вопросов. Именно так вы привьете навыки, полезные для взрослой жизни: в разговорах с руководителями, шумными соседями, государственными чиновниками.
Шаг 1: Расспросите ребенка.
Выберите время, когда вы можете спокойно поговорить. Сообщите, что именно вас беспокоит. Предположите, что у ребенка проблемы в школе, и вы хотите знать его позицию.
На этом этапе важно удержаться от оценок – ведь вы еще не разобрались в ситуации. Не обращайте внимания на грубые или несправедливые слова об учителе – пусть ребенок выплеснет свои эмоции. Наводящими вопросами помогите школьнику рассказать вам о его чувствах; «Тебе было досадно?», «Ты расстроился из-за этого?», «Ты испугался?» Если вы будете сдержаны, ребенок поймет, что его никто не обвиняет, и станет более откровенным.
Шаг 2: Обсуждайте!
Постарайтесь определить, с какого события начался конфликт. Не навязывайте своего мнения – подталкивайте ребенка к тому, чтобы он самостоятельно разобрался в ситуации, посмотрел на нее со стороны. Спокойно предлагайте несколько версий, почему учитель поступил именно так. Вместе подумайте, каких действий ожидает ребенок от учителя, и что можно сделать, чтобы ситуация поменялась.
Возможно, подросток сможет сам сформулировать причины конфликта и понять, как можно исправить положение.
Шаг 3: Пообщайтесь с педагогом.
Разговора с ребенком может оказаться недостаточно. Тогда вам стоит побеседовать и с учителем. Правила те же – доброжелательное и неагрессивное поведение. Вы просто и беспристрастно выясняете мнение второй стороны. Договоритесь с педагогом о встрече заранее в удобное для него время и не афишируйте свой визит.
Шаг 4: Переговоры втроем – вы, учитель и ребенок.
Если конфликт не разрешился, собирайте вместе участников конфликта, не принимая ничью сторону. Как правило, школьник и учитель уже выплеснули эмоциональное напряжение и могут дружелюбно общаться. Ваша задача – быть посредником: помочь выработать такое решение, которое устроит всех.
Будьте очень осторожны – учитель умеет «перехватывать» роль ведущего, постарайтесь этого не допустить. Установите правило – говорит тот, у кого в руках определенный предмет, которым распоряжаетесь именно вы (ручка, теннисный мячик или карандаш, например).
Большинство школьных конфликтов разрешается на этих этапах. НО, если ситуация не исправлена, необходимо действовать дальше.
Шаг 5: Подключайте администрацию.
Если учитель очевидно неправ, или такие же проблемы у этого педагога с другими детьми, вам придется обратиться к администрации школы или даже в управление образования. Помните: вы учите ребенка алгоритму правильных действий в конфликтной ситуации и показываете, в каких случаях стоит действовать решительно.
Не оставляйте своих детей один на один с конфликтом. Бывает так, что для вашего ребенка единственным выходом может стать перевод в другую школу. Часто родители пытаются подождать с переходом до летних каникул, но это очень опасно: для школьника, особенно младшеклассника, затягивание конфликтной ситуации слишком опасно. Постоянный стресс может привести к детскому неврозу или отвращению к учебе, а это, согласитесь, гораздо хуже, чем преодоление бюрократических сложностей!